RSS

Городской портал госуслуг

Игорь Солонников: Задачи «резать по максимуму» у нас нет.

07.11.2013

За 9 месяцев текущего года в ходе экспертизы проектной документации было сэкономлено почти 60 млрд рублей, что составило 18,6% от первоначально представленной стоимости проектов. Об этом в эксклюзивном интервью для читателей Строительства.RU рассказал Председатель Комитета по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (Москомэкспертиза) Игорь Солонников.

- Игорь Михайлович, в строительном сообществе Москвы идут разговоры о том, что у Москомэкспертизы теперь одна задача – по максимуму резать строительные сметы. По сообщениям последних месяцев Комитет действительно преуспел в этой области. Что вы думаете, по поводу таких суждений? (сколько сэкономили на сегодняшний день, цели и задачи ведомства и т.д.)

- Слухов и домыслов в различных профессиональных сообществах всегда ходит много. И я понимаю, почему такие разговоры появились именно сейчас. В последние несколько месяцев мы стали регулярно публиковать информацию о статистике данных по экономии бюджетных средств за отчетный период. Отмечу при этом, что мы и раньше публиковали такую информацию, но особого интереса к этой теме тогда СМИ и строительная отрасль не проявили.

В текущем же году стройкомплекс приступил к реализации крупных инфраструктурных проектов (развязки, метро, развитие дорожной сети, объекты социального назначения), и поэтому любая информация, затрагивающая эти направления, привлекла пристальное внимание заинтересованных сторон. А поскольку раньше эта тематика освещалась в меньшем объеме, то теперь стала обрастать различными «страшилками».

На самом же деле уверяю Вас, такой задачи «резать по максимуму» у нас нет в принципе. Потому что если руководствоваться такой стратегией, то рано или поздно это скажется на безопасности и качестве строящихся объектов. Такого развития событий мы допустить никак не можем. Однако вынужден признать, что проблема корректности смет на строительство бюджетных объектов присутствует в отрасли.

На мой взгляд, это связано, в первую очередь, с недостаточной профессиональной подготовкой проектировщиков. В отрасль в последние годы пришло много профессионалов из других областей – экономистов, инженеров, управленцев. Но, к сожалению, они не все в достаточной степени разбираются в строительном процессе.

Поэтому когда возникает потребность сделать расчеты готового проектного решения, они не справляются с этой задачей, потому что просто не всегда понимают технологий строительства! Это и приводит к тому, что из нормативной базы по ценообразованию они выбирают не те расценки, которые требуются для конкретной технологии.

- И тем не менее, вы сэкономили для бюджета достаточно много…

-За 9 месяцев текущего года в ходе экспертизы проектной документации было сэкономлено почти 60 млрд рублей, что составило 18,6% от первоначально представленной стоимости проектов. Это та сумма, которая теперь останется в городском бюджете и будет направлена на реализацию других проектов, возможно, и не относящихся к строительству.

И если бы такого института как госэкспертиза не существовало, то эти деньги могли бы «уйти» в строительство, причем потрачены бы они были необоснованно! А ведь это всё не абстрактные какие-то деньги, а налоги москвичей и тех, кто работает в столице.

- А каковы, все-таки, точные полномочия и функции Комитета по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов?

- Комитет по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов является государственным регулятором в сфере ценообразования и сметного нормирования в столице. Это означает, что Москомэкспертиза фактически осуществляет государственное регулирование порядка определения сметной стоимости строительства бюджетных объектов.

Звучит вроде грозно, а по сути это всего лишь установление единых подходов к формированию сметной стоимости московского строительства, которое отражается в 3 направлениях: актуализация сметных нормативов ТСН-2001 и расценок на строительство, мониторинг рынка строительной продукции, разработка и внедрение в сметно-нормативную базу расценок для инновационных строительных решений.

- Как это реализуется на практике?

- Актуализация системы ценообразования в московском строительстве, которая заключается в пересмотре существовавших базовых расценок на проектирование. Она уже дала ощутимую экономию в среднем на 10-15% за счет снижения стоимости градостроительного проектирования. Для оперативного реагирования на изменение рыночных цен на строительные ресурсы внедрена специальная система мониторинга рынка производителей и поставщиков строительной продукции, обеспечивающая сбор и анализ текущих цен на строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование.

В настоящий момент разрабатывается программа действий для учета новых технологий строительства и инновационных материалов при актуализации сметных нормативов, что позволит широко их внедрять на бюджетных объектах строительства. Все эти мероприятия позволяют создать целостную систему контроля за стоимостью при проектировании и строительстве, а также оценить инвестиционную эффективность реализуемых проектов, финансируемых из столичного бюджета.

Кроме того, Комитет выступает в качестве учредителя для 2 подведомственных организаций – ГАУ «Мосгосэкспертиза», которое осуществляет экспертизу проектной документации, и ГБУ «Научно-исследовательский аналитический центр», который в рамках госзадания занимается разработкой базовых цен на проектные работы и частично ведет мониторинг стройпродукции.

- В одном из недавних интервью вы сказали, что проекты без учета приспособлений для инвалидов теперь на экспертизу не принимаются. Не чересчур ли это жестко?

- Если точнее, то я говорил, что федеральным законодательством определены требования к доступности зданий и сооружений для лиц с ограниченными возможностями по здоровью. Я имею в виду, в первую очередь, Техрегламент по безопасности зданий и сооружений и Постановление федерального правительства о составе и содержании разделов проектной документации.

В этих документах все нормы, касающиеся проектирования и строительства объектов с точки зрения обеспечения их доступности для инвалидов, прописаны достаточно четко. Еще раз замечу, что все эти требования закреплены на федеральном уровне и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Исходя из этого, задача региональных властей заключается в контроле за исполнением федеральных норм в строительстве.

В Москве такой контроль осуществляется на уровне Мосгосэкспертизы, когда при проверке комплектности проектной документации, представленной на экспертизу, в случае отсутствия раздела «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» документация не принимается к рассмотрению. На мой взгляд, это правильно – нужно перестать делать вид, что проблемы инвалидов в нашем обществе нет.

К сожалению, люди и рождаются с ограничениями по здоровью и становятся инвалидами в результате различных несчастных случаев и трагедий. Задача общества – обеспечить таких людей нормальными условиями жизни и возможностями для передвижения.

- Одна из основных задач, которую надо максимально быстро решать в российском строительстве вообще и в московском, в частности, - уменьшение или ликвидация лишних административных барьеров. По сути, Москомэкспертизу также можно отнести к подобным препятствиям. Каково ваше мнение по этому поводу? Можно с помощью экспертизы не сдерживать, а стимулировать рост в строительной сфере?

- Не могу согласиться с Вашим суждением. Москомэкспертиза никакими своими действиями, функциями и полномочиями не создает административных барьеров или препятствий для участников инвестиционного строительного процесса. Как раз наоборот, система ценообразования, формируемая Комитетом, способствует обеспечению общих и понятных правил и норм в московском строительстве.

Представьте себе ситуацию, если бы не существовало территориальных сметных нормативов Москвы. Тогда бы застройщики сами устанавливали бы стоимость на объекты, возводимые ими для нужд и по заказу города. Уверен, что не всегда эта цена была бы справедливой. Кроме того, сейчас реализуется программа перевода государственных услуг в электронную форму.

В результате проводимой административной реформы сокращены сроки проведения экспертизы, появилась возможность получить услугу через Интернет и удаленно отслеживать процесс прохождения документации, налажено межведомственное взаимодействие, исключающее требование тех документов, которые уже имеются в распоряжении органов власти.

Все это сделало экспертизу в электронной форме удобной и прозрачной. Какие уж тут барьеры?! А стимулированием инвестиционной деятельности мы тоже занимаемся в рамках рабочей группы, которая отбирает перечень инновационных материалов, изделий, конструктивных и технологических решений, необходимых для применения на объектах городского заказа. В настоящий момент мы прорабатываем программу дальнейших действий в этом направлении.

При этом ориентируемся на профессиональное сообщество, привлекая отраслевые ассоциации к этой работе. Ведь внедрение высококачественных материалов и инновационных технологий в бюджетном строительстве Москвы, с одной стороны, способствует сокращению сроков и повышению качества строительства, а с другой, способствует развитию отечественного производства строительных материалов.

- Расскажите о московской системе ценообразования в строительстве, в чем ее специфика и отличие от ценообразования в других регионах.

- Специфика московской системы ценообразования в строительстве заключается в его открытости. Все составляющие этой системы - сметные нормы, коэффициенты пересчета, данные о стоимости материалов, сборники расценок – либо публикуются в открытом доступе, либо их можно свободно приобрести. А дальше все зависит от правильного использования и применения этой нормативной базы.

Безусловно, сметная стоимость строительства имеет очевидную региональную привязку. И если не вдаваться вглубь экономических категорий и ценообразующих факторов, то механизм ценообразования по стране складывается из одного набора затрат. Конечно, в Москве затраты на строительство выше, чем в других регионах. Это обусловлено более высокой стоимостью основных ресурсов – материальных (материалы, изделия, конструкции, оборудование) и трудовых (рабочая сила).

При этом необходимо учитывать тот факт, что в московском бюджетном строительстве используются более сложные технологические решения и более обширная номенклатура строительных материалов, часть которых составляют прогрессивные материалы, изделия и оборудование, производимые по европейским или же новейшим отечественным технологиям.

- Вы уже два года руководите Комитетом. И вдруг совсем недавно был освобожден от должности один из ваших заместителей (Сергей Макаров). Это политическое решение?

- С Сергеем Викторовичем Макаровым мы проработали больше 2 лет, это был период напряженной и плодотворной работы. В этом году он принял решение о переходе на другую работу. Люди стремятся к развитию своего потенциала и профессиональному росту. Я с большим уважением отношусь к его решению. Остальная команда Москомэкспертизы остается неизменной.

- В завершении интервью, наш традиционный вопрос – расскажите о себе. Вы родились в Питере, как Вам в Москве?

- Я живу и работаю в Москве вот уже более 10 лет. За этот период человек либо становится москвичом, либо уезжает отсюда. Я же уже ощущаю себя москвичом. Да и было бы странно работать в администрации города, к которому испытываешь неприязнь. Однако я не забываю свой родной город Петербург. Когда я приезжаю в Петербург, то у меня возникает совсем другое мироощущение: там царит особый дух единения, свойственный лишь петербуржцам, который напрочь отсутствует в Москве.

При этом Москва - реально космополитичный и открытый город: здесь любой человек сможет жить в соответствии со своими ощущениями и найти простор для реализации собственной личности. Вообще я считаю, что у меня два дома: Петербург и Москва. В столице сумасшедший темп жизни, Москва - дерзкая, энергичная, целеустремленная. А Петербург – степенный, величественный, размеренный. Обе столицы очень красивые и самобытные. Сравнивать их невозможно.

- Благодарю Вас за интересное интервью.

- Желаю успехов всем читателям вашего издания.


Публикацию подготовила Мария Мохова.
Источник: http://rcmm.ru

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати